К Году педагога и наставника Шацкий С.Т.

13 июня 2023 г. исполнилось 145 лет со дня рождения выдающегося российского и советского педагога-экспериментатора, автора трудов по вопросам воспитания, основоположника дополнительного образования, создателя экспериментальной опытной станции – школы нового типа в духе гуманистического воспитания, кандидата естественных наук, профессора педагогического факультета 2-го МГУ Станислава Теофиловича Шацкого.

К 1917 г. Станислав Теофилович имел успешный опыт работы с детьми, признание и известность как педагог, печатные труды, творческие программы, состоял членом Московской городской управы. В своей статье «На пути к трудовой школе» (1918) педагог-экспериментатор представил модель новой трудовой школы, которая должна прийти на смену существующей, предлагая идти от ребенка, от особенностей детства и детской индивидуальности.

В 1920-е гг. кандидат естественных наук Станислав Теофилович Шацкий работал в должности профессора на педагогическом факультете 2-го МГУ. Он читал лекции для школьного и дошкольного отделений (ныне факультет начального образования и факультет дошкольной педагогики и психологии). Большое значение профессор придавал методике коллективной работы студентов по принципу «метода проектов», считая, что зачеты и экзамены формализуют обучение. Под его руководством были разработаны методы педагогического исследования – социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос. Педагог-экспериментатор предлагал создать Центры педагогической работы по трем направлениям: научно-исследовательское, учебное, практическое. Являясь с 1921 г. членом учебно-педагогической секции Государственного ученого совета Наркомпроса РСФСР, С.Т. Шацкий стал одним из создателей комплексных программ, которые были введены в 3, 4 и 5 классах (1925-1926). По поручению Н.К. Крупской, в 1929 г. он подготовил новые программы для школ.

В 1929-1934 гг. С.Т. Шацкий являлся членом коллегии Наркомпроса РСФСР.  Во время своих зарубежных поездок он подробно изучал школьное дело, критически оценивал западные педагогические теории и пришел к выводу об использовании зарубежного опыта через призму отечественных традиций образования и воспитания: «Нам было ясно, что простая пересадка заграничных образцов на русскую почву имеет мало цены.  Станислав Теофилович  был значительной фигурой российской педагогики XX века. Его труды и идеи по сей день оказывают значимое влияние на развитие педагогики, многие его рекомендации используются современными отечественными педагогами. Творчество С.Т. Шацкого стало предметом изучения в педагогических вузах студентами и учителями в школах.

13 февраля 1932 г. постановлением коллегии Наркомпроса РСФСР Станислав Теофилович Шацкий был назначен директором Московской консерватории. Теперь он совмещал две должности – директора консерватории и руководителя «Центральной экспериментальной лаборатория». Будучи крупным деятелем в области педагогики, новый директор консерватории ввел в знаменитом музыкальном вузе предмет преподавание педагогики. При активном участии Станислава Теофиловича в 1933 г. в консерватории была организована Школа высшего художественного мастерства (как аспирантура для исполнителей), среди первых аспирантов которой были; М.М. Гринберг, Н.Л. Дорлиак, Э.И. Гроссман, Я.И. Зак, А.Л. Иохелес, Г.С. Козолупова, И.Б. Швейцер, М.Б. Питкус, Е.Н. Алексеева и др.

30 октября 1934 г., во время подготовки Московской консерватории к празднику Октябрьской Революции Станислав Теофилович Шацкий скоропостижно скончался в возрасте 56 лет. Захоронен выдающийся педагог на Новом Донском кладбище в Москве.

Идеи великого педагога и наставника о добровольческой работе представителей интеллигенции и студенчества с детьми получили развитие в движении «Форпост культуры им. С.Т. Шацкого».  Знаменательно, что 2023-й год, когда мы отмечаем 145-летие выдающегося педагога-экспериментатора Станислава Теофиловича Шацкого, Указом Президента России объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника, в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя…

А.Ю. Кожевников, к.и.н.,

Дирекция изучения истории МПГУ