Академик Леонид Владимирович Занков (1901–1977) – педагог, психолог, дефектолог – один из непосредственных учеников и сотрудников Л.С. Выготского, воплотивший в практике идею своего учителя о том, что обучение должно идти впереди развития ребенка, активизируя зону его ближайшего развития. Под руководством Л.В. Занкова проведено психолого-педагогическое исследование (1200 классов) соотношения обучения и развития, в ходе которого была выстроена целостная педагогическая система, цель которой достижение оптимального общего развития каждого школьника.
Академик Л. В. Занков и его сотрудники – специалисты в области психологии, физиологии, дефектологии, педагогики – открыли закономерности воздействия внешнего влияния на развитие младших школьников.
Суть системы Занкова состоит в том, что каждый ребенок индивидуален. Школьная программа не должна строиться по принципу среднего арифметического, а слабых учеников не нужно искусственно подтягивать до отличников. Каждый может стать вундеркиндом, если будет получать знания в комфортных обстановке и темпе.
Леонид Занков подчеркивает, что детям нужно давать время на поиск ответа даже в самых трудных темах, позволять ошибаться и не ругать за это. Не будет толка от знаний, монотонно надиктованных учителями по учебнику. Также в школьную программу стоит вводить интерактивные занятия — преподавать естествознание на природе, а уроки музыки проводить в театре.
Ведущим понятием развивающего обучения является целостность педагогической системы. А именно: цель обучения, дидактические принципы, методическая система, средства, формы обучения, изучение результативности, отношения «учитель – ученик – ученик – родители».
Индивидуальный подход, кажущийся разумным в XXI веке, в СССР считался новаторским. Многие преподаватели и психологи критиковали Леонида Владимировича. Поэтому после его смерти дидактическую систему искоренили. Второе дыхание она получила в 1996 году, став государственной наравне с принципами Даниила Эльконина и Василия Давыдова. До 2014 года по системе Занкова занимались около 30 % школ, затем его учебники убрали из списка рекомендованных к использованию. Но учителя, которые считают подходы дефектолога правильными, до сих пор обучают детей по его концепции.