(14 (26) мая 1884, Киев — 15 февраля 1941, Москва) — русский и советский философ, педагог и психолог. Является одним из основоположников советской педологии. Преподавал в средних учебных заведениях Москвы. Блонский сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка и уважение личности ребенка, его интересов.
Блонский – автор первого учебного пособия по педагогике в советской России. Он дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностей воспитания и обучения. Один из главных разработчиков педологии, он понимал ее как науку, «изучающую развитие человека в детстве», в то время как педагогика «изучает факторы, благоприятствующие этому развитию».
Центр педагогического исследования по Блонскому – ребенок и все должно быть направлено на то, чтобы его раскрыть и обогатить.
«Любите не школу, а детей, приходящих в школу», — говорил он. Любовь проявляется в знании особенностей ученика и в умении строить работу, основываясь на этом знании. Успешность работы определяется сопереживанием (по-современному — эмпатией).
Павел Петрович выдвинул оригинальную теорию памяти, рассматривая различные ее виды; высказал гипотезу о происхождении внутренней речи у ребенка; изучая эмоциональную сферу, считал ее фундаментом поведения человека.
Павел Петрович Блонский является автором свыше 200 трудов по различным вопросам педагогики, психологии и философии.